ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ Это были большие мо- гучие ветры в погоне за всеми приметами мира, За всеми приме- тами, всеми предме- тами, недолговечными и быстротечными, во всем этом хрупком мире вещей...
Эти несущиеся, подоб- но грозовым тучам в бескрайних просторах, стихи-заклинания из поэмы "Ветры" велико- го французского поэта СЕН-ЖОН ПЕРСА, сра- зу же всплывают в па- мяти, когда начинаешь знакомиться с творчест- вом московского ху- дожника ВАСИЛИЯ ЛЕ- НИВКИНА. Его картины нарочито фрагментарны
   
 
и иносказательны. Они развертываются пе- ред зрителем словно мгновенные вспышки, озаряющие бездонные глубины сознания, словно вехи одного нескончаемого пути. Они указывают на бесконечную и подлинную жиз- ненную полноту каждого момента бытия. Это

искусство

  сложное и многопластное. Оно рождает множество ассоциаций. Вот одна из них: прикосновение ВОСТОКА. То благотвор- ное прикосновение, которое придает картинам
далее
  Василий Ленивкин
 
   
Created by Studio Verde IT
       
 
ВАН-ГОГА настроение живой, трепетной жиз- ни, драмам КЛОДЕЛЯ — силу и глубину фило- софских притч, поэзии Сен-Жон Перса — ды- хание КОСМОСА.
В картинах Ленивкина внутренние связи с Востоком проявляются в умении постичь язык "неизбывной мимолет- ности", преследующей человека с мягким упорством воли.
"С кончика кисти ху- дожника сходит вся тьма вещей, а прос- транство его сердца ве- личиною с палец вби- рает в себя просторы в тысячи ли. От него веч- нопреемствен дух и об- ретает   жизнь  все   су-
   
 
щее: его легкая тушь, проливаясь на некра- шенный шелк, творит образы и рождает то, что не имеет образа."
Это высказывание сделано китайским худож- ником, жившим в IX веке. Но и до сих пор эта древняя идея спонтанного искусства находит своих адептов. "Не делая эскизов, — говорит В. Ленивкин, — приступаю к работе только когда сложилось задуманное в сознании. Все приобретает  конкретные  черты,  возникая  на
назаддалее
  Василий Ленивкин
 
   
Created by Studio Verde IT
       
 
холсте помимо моей воли. В это время происходит, очевидно, таинство творчества. Мое сознание отклю- чено, работают руки и глаза. Когда на холсте изображение адекватно сложившемуся предва- рительно образу — ра- бота закончена. Пред- почитаю работать быст- ро, чтобы сократить до минимума время от задуманного до вопло- щения, не теряя све- жести восприятия. Осо- бые удачи случаются, если работа написана на едином дыхании, тогда поток энергии переходит от меня к зрителю кратчайшим путем.    Палитрой     не
   
 
пользуюсь, палитра — холст, так все точнее возникает в нужном Месте работы гармони- руя с другими цветовыми и тоновыми отноше- ниями."
Но, при всем том, творчество Василия Ленив- кина — явление сугубо европейское. Прежде всего, это великолепная "маэстрия", актив- ное, динамичное пространство композиций, свободный текучий мазок, цветовое и тональ- ное   богатство,  умение    заставить   зрителя
назаддалее
  Василий Ленивкин
 
   
Created by Studio Verde IT
       
 
сопереживать увиден- ному на холсте, сде- лать его полноправным участником творческого процесса. Как отмечает сам художник, во Мно- гих живописных рабо- тах он использует аб- страктные формы и ме- тоды, которые рождают ощущение реальности пространства и движе- ния.
Так, в великолепной картине "Весной" 1991 несколько вертикаль- ных "колючих" мазков передают весенние об- наженные ветви дере- вьев, а натеки тончай- ших зеленовато-фиоле- товых тонов — отраже- ние леса в талой воде, колеблемой     бурными
   
 
порывами весеннего ветра, создавая ощуще- ние той "формулы весны", о которой грезил когда-то ФИЛОНОВ. Эта тема продолжена в более поздней картине "Весна" 1992, но уже на ином, космическом уровне. Растение, гну- щееся под ветром, воспринимается как все живое. А дугообразный горизонт слева рож- дает ассоциации с планетой ЗЕМЛЯ.
Творчество Ленивкина разнообразно по диа- пазону. Так, в картине  "Осень"   1993   груст-
назаддалее
  Василий Ленивкин
 
   
Created by Studio Verde IT
       
 
ное время года предс- тает в облике утончен- ной японки, где текучие градации коричневых валеров создают тон- кий, изысканный образ, символизирующий веч- ную Женственность.
Интересны решения проблемы пространства в "архитектурных" ком- позициях Мастера. Так, в картине "Окраина" 1993 пластичный фраг- мент архитектуры бук- вально пронизан мно- жеством планов, соз- дающих иллюзию нео- бозримого пространс- тва, где чередуются водные массивы и ар- хитектурные мотивы.
Как громадный много- цветный  Орган,   слож-
   
 
нейшей, хитроумной конструкции, торжест- венно звучащий, высится "Собор св. Витта" 1993. В композиции "Старый город" 1994 темный ночной средневековый город пред- стает в виде глухих коричневато-охристых цветовых комбинаций, создающих атмосферу осеннего сумрака.
Цветовая и ритмическая гармония отличает и те композиции, где изображены человеческие фигуры. Это чаще всего образы МУЖЧИНЫ И
назаддалее
  Василий Ленивкин
 
   
Created by Studio Verde IT
       
 
ЖЕНЩИНЫ, составляю- щие единое целое, соп- ротивляющиеся ХАОСУ, их окружающему. Тема эта находит развитие в картинах «Прогулка» 1994, «Гармония» 1995, «Вдвоем» 1991. Живо- пись Василия Ленивки- на отличает тончайшая одухотворенность, она вся пронизана музы- кальными ритмами, те- мами, мотивами. Осо- бенно это заметно в работах последних лет. Вот некоторые названия картин: "Вечерняя Мелодия" 1995, "Музы- ка весны" 1995, боль- шая сюита из шести композиций "Мелодии времен года",  где  осо- бенно  выделяются  ве-
   
 
ликолепные      "Сиреневые сумерки"   (1996).
В них гармонии фиолетовых, зеленоватых, голубоватых, дымчато-серых тонов рождают настроения, близкие звучанию нежных, груст- ных мелодий.
Здесь В. Ленивкин успешно продолжает тра- диции большой европейской и русской живо- писи, связанные с именами А. БЕКЛИНА, В. КАНДИНСКОГО, Р. ДЮФИ.
Известно, что Дюфи создавал  особую  систе-
назаддалее
  Василий Ленивкин
 
   
Created by Studio Verde IT
       
 
му знаков для зримого изображения музыки. Стремясь передать ха- рактер звучания того или иного инструмента, он обращался к самым разнообразным средст- вам: изображал образ Женщины, которая как бы парит в концертном зале с зеленой веткой в руке ("Апофеоз ШОПЕ- НА"). Или это был ра- достный синий цвет, разливающийся, подоб- но музыке МОЦАРТА в ("Апофеоз Моцарта"). В картинах Василия Ле- нивкина "Радуга" 1996, "Светлая грусть" 1996, "Равновесие" 1997 и, особенно, "Музыка Ра- веля" 1997 тончайшие оттенки светлых, желто-
   
 
вато-коричневых, сиреневых, молочно-фиоле- товых тонов ассоциируются с тихой, гармо- ничной, грустной музыкой, как бы льющейся из старинного клавесина в вечернем тумане.
Когда рассматриваешь многочисленные по- лотна В. Ленивкина, поражает ощущение по- рыва, многобразия решений, напрочь отсут- ствует застылость, однообразие. И это объяс- няется тем, что художник, кажется, нашел секрет передачи малейших  движений  ДУШИ
назаддалее
  Василий Ленивкин
 
   
Created by Studio Verde IT
       
 
которая сама, как из- вестно, равнозначна Космосу. А это пред- полагает бесконечное поступательное движе- ние творчества, раскры- тие все новых и новых богатств ДУХА.
Творчество Василия Ленивкина еще раз на- поминает нам, что ис- кусство, выражаясь словами современного мыслителя, это не отра- жение жизни, призван- ное создавать иллюзию физического мира, а не- посредственное ее про- должение, вместилище беспредельного потока жизненных метамор- фоз, открывающих пе- ред нами самые неве- роятные    и   чудесные
   
 
миры. «ЛЕВ Дьяков. Каталог. Июль 1997г.»
назад
  Василий Ленивкин
 
   
Created by Studio Verde IT